Главная
+7 (812) 956-32-39

Возникновение филателии и ее развитие

Толчком к возникновению филателии (или коллекционированию марок) послужил выпуск первой почтовой марки под названием «Черное пенни», состоявшийся 6 мая 1840 года в Англии. Это событие послужило началом коллекционирования марок.

Хотя, предполагается, коллекционирование марок стало серьезным занятием лишь к 60-м годам 19 века, нет сомнений в том, что люди начали копить клочки бумаги с нанесенным на одну из сторон клеем, которые впоследствии стали носить название «почтовые марки», с первых дней их выпуска. Некоторые виды коллекционирования существовали еще до 1840 года, в частности, коллекционирование надписей (подписей) на старых письмах и гербах (фискальных или налоговых) марок. Собирание надписей на старых письмах привело, к тому, что возникло коллекционирование почтовых штемпелей и такая отрасль науки, как почтовая история. О почтовой истории будем подробнее рассказывать чуть позже.

Зарождение филателии с момента выпуска самой первой марки было обусловлено как привлекательным внешним видом «Черной пенни», так и существовавшей в то время привычкой собирать всякие вещи. Однако, другие основные компоненты современной филателистической индустрии стали возникать лишь некоторое время спустя. В 50-х годах 19-го века уже осуществлялись дилерские операции с марками.

В 60-х годах 19 века в Европе и Северной Америке появились каталоги почтовых марок, филателистические журналы и иллюстрированные альбомы для марок, а к 90-м годам они уже получили широкое распространение в этих районах мира, а так же в Австралии и Азии.

За почти два века своего существования филателия достигла значительного развития и стала более разнообразной. Интересно отметить, что в основном, разностороннее развитие филателии произошло в последние 30-40 лет. Диверсификация полностью зависела от коллекционеров и часто стимулировалась почтовой службой, выпускавшей марки и филателистические материалы; в ней кровно заинтересованы коммерсанты, поскольку они служат каналом для сбыта продукции, создавая рынок и создавая обмен информацией, необходимой для его формирования.

Один из интересных аспектов филателии заключается в том, что она является конкурентным хобби. В большинстве развитых и развивающихся стран проводятся выставки различного ранга. Тем не менее, следует отметить, что хотя в них участвует довольно много филателистов, все они составляют лишь небольшой процент от общей численности филателистов.

Конкурентная филателия занимается установлением стандартов и ориентиров, которые могут быть использованы всеми филателистами в их области коллекционирования марок. Вместе с тем филателия по-прежнему остается хобби с полной свободой действий каждого отдельного коллекционера.

Учитывая конкурсный аспект филателии, различные области интересов филателистов были выделены в категории. Их можно считать основными сегментами хобби.

Ниже приводится обзор современных всемирно признанных категорий.

1. Традиционная филателия

Это основа всей филателии. С ней связаны специфика почтовых марок, их производство, классификация и использование. По существу она охватывает то, что, по мнению многих людей, представляет собой хобби, заключающееся в коллекционировании марок. Главными этой категории являются отдельные почтовые марки, малые листы, блоки и конверты первого дня. Собираемая в этой категории продукция включает в себя так же материалы, которые обычно нельзя приобрести в почтовых администрациях, такие как, архивный материал, связанный с производством почтовых марок, в том числе рисунки и эскизы художников, пробные оттиски и типографские образцы.

2. Почтовая история

Почтовая история представляет относительно новую категорию филателии, возникшую в середине 70-х годов ХХ века, когда коллекционеры начали заниматься этим аспектом хобби.

Хотя к ней относятся главным образом оболочки отправлений (включая использованные почтовые карточки и упакованный материал для посылок), основной интерес представляет изучение почтовых тарифов, штемпелей и маршрутов пересылки почты.

 

3. Цельные вещи

Цельные вещи (ЦВ) появились через несколько дней после выпуска первой почтовой марки. К ним относятся все почтовые изделия с напечатанной на них маркой или отметкой об оплате почтового сбора; обычными ЦВ являются маркированные почтовые карточки и конверты, конверты для заказных писем, а с некоторых пор – аэрограммы.

4. Тематическое коллекционирование

Тематическая филателия представляет собой вид коллекционирования, совершенно не похожий на традиционную филателию. Основной интерес проявляется к рисунку марки. Количество тем бесконечно и зависит лишь от изобретательности самого коллекционера.

5. Аэрофилателия

Развитие авиации оказало значительное влияние на почтовую связь и почтовые службы. На заре авиации перевозка почты на летательных аппаратах была дорогостоящей, и почтовые администрации часто выпускали специальные марки для использования на отправлениях, перевозящих по воздуху. Это побудило филателистов специализироваться на собирании почтовых марок и конвертов, предназначенных для авиапочты.

6. Астрофилателия

Она связана с покорением человеком космоса. Одно из очень интересных направлений филателии.

7. Максимафилия

Это необычный аспект филателии, заключающийся в коллекционировании картмаксимумов. Они представляют собой почтовые карточки с надлежащим образом гашеной маркой. Основным фактором является то, что все их составные части – сама карточка, почтовая марка и гашение – должны соответствовать друг другу.

Кроме вышеперечисленных классов филателии существует еще класс ревеню, класс одностендовых экспонатов и «открытый» класс.

Филателия, как хобби, находится в непрерывном развитии. Филателисты разрабатывают новые способы коллекционирования и новые виды коллекций, в которые включаются все более разнообразные материалы. Организованная филателия поощряет такое экспериментирование и создает благоприятные условия для коллекционирования, способствуя тому, что бы организаторы выставок устраивали конкурсы в открытом классе, где практически отсутствуют всякие правила на использование и не почтового материала.



Магазин «Старая Коллекция»
Адрес: наб. реки Мойки, д. 51 191186 Санкт-Петербург,
+8 812 312-66-21, hobby-group@mail.ru